Джеффри Лайкер – это человек, который изучал опыт Toyota на протяжение 20 лет. За это время он успел описать принципы, которые помогли достичь этой компании успеха за такое короткое время.
Подробнее о том, какие японские секреты раскрыл американский профессор в своем 4-часовом докладе …
Вначале Джефф рассказал о своих украинских корнях. Кстати, лет сто назад его фамилия звучала как «Лайкара». Его бабушка и дедушка после Революции вынуждены были уехать в Америку и искать там счастье. Было нелегко, но трудности скорее притягивали. Лайкер сравнил эти трудности с трудностями Тойота.
А потом Лайкер пешешел к тому, ради чего все собрались. К ответу на вопрос: какие принципы позволяют автомобильной компании добиваться успехов?
В основе философии лежит два понятия:
Первое – это тяга к совершенству. Например, высшим менеджерам иностранных филиалов компании всегда показывают чайную церемонию. Почему? Потому что там все отточено до совершенства, но изящные девушки все равно стремятся достичь большего.
Второе – это передача знаний от мастера ученику. Это что-то, что сложно объяснить европейцам, которые хотят сделать максимально стремительную карьеру. Японцы ценят наглядность и приемственность.
В целом в компании существует многоуровневая Toyota Production System. Н-да, чтобы понять все тонкости, нужно быть японцем прежде всего. Схема выглядит так.
Лайкер представляет TPS в виде дома. Все, как надо: крыша, фундамент, колонны.
Сложно вместить его общирнейший доклад в один пост. Поэтому остановлюсь на самом примечательном.
«Just in Time» — это подход, который придумал основатель компании Кичиро Тойота. Он был на стажировке в Америке и, вернувшись оттуда, сказал, что все успешные компании США работают по этому принципу. Суть – «the right part at the right time in the right amount». На самом деле, в Америке никто не знал об этой системе тогда, но на японском предприятии она прижилась
«Jidoka» – это теория, которая призывает:
Остановись и зафиксируй проблему. Задай 5 раз вопрос «Зачем?». Это поможет уберечь от ошибок и приблизит к совершенству производства.
«Kaizen» – это непрерывное совершенствование процессов производства.
«Lean» – словом lean обозначается система бережливого производства. Основной принцип – «делай большее с меньшим».
Еще мне очень понравился подход к непрерывному совершенствованию. Лайкер называл это «Wheel of continuous improvement«
Все предельно просто: Планируй – Действуй – Проверяй – Выполняй / Исправляй…
У нас ведь все чаще ограничиваются вторым пунктом из четырех. Лайкер предостерег, что постоянно ограничиваться «do» – это работать, как пожарные, которые просто тушат огонь и не могут с ним справиться, вместо того чтобы найти очаг.
Джеффри рассказал про огромное число инновационных идей Тойота. Но примечательно другое. После докладов была приватная встреча с Пизом и Лайкером. И кто-то из присутствующих спросил: «Мы пытались внедрить элементы TPS на своем производстве, но лишь потерпели крах. Как правильно внедрять систему?»
На это Лайкер задумчиво ответил, что-де беспролезно внедрять элементы, нужно внедрять всю. Это куража после четырех часов проникновения в систему не придало…